А
начиналось все в 1978, когда в Свердловский архитектурный
институт поступили Бутусов Вячеслав и Умецкий Дмитрий. И
отправились на картошку в деревню Мамино... Cтуденты-архитекторы
Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал),
Андрей Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (барабаны), объединились
в безымянную покуда группу, которая играла на институтских
вечерах и принимала участие в студенческой самодеятельности. Они
вовсю сочиняли собственные песни и даже записали их на пленку,
назвав свой проект "АЛИ БАБА И СОРОК РАЗБОЙНИКОВ", однако до
времени эти упражнения не были интересны никому, кроме них
самих.
В 1983 их тогдашний звукооператор Андрей Макаров предложил
группе название "НАУТИЛУС", которое и закрепилось за ней
навсегда. В том же году "НАУТИЛУС" Ч под руководством доброго
гения местной рок-сцены, клавишника и певца "УРФИН ДЖЮСА"
Александра Пантыкина и звукорежиссера той же группы Александра
"Полковника" Гноевых Ч записала свой дебютный альбом "Переезд".
Примерно тогда же состоялось знакомство Бутусова с Ильей
Кормильцевым, в ту пору текстовиком "УРФИН ДЖЮСА".
На вышедшем в марте 1985 альбоме "Невидимка" группа предстала
как "нововолновое" трио в составе: Бутусов, Умецкий и Виктор
Комаров (клавишные, ритм-бокс). На обложке "Невидимки" (работа
известного мастера кавер-дизайна Ильдара Зиганшина) впервые
появляется написание "Наутилус Помпилиус", что было сделано с
целью избежать путаницы с группой Евгения Маргулиса.
В июне 1986 "Наутилус Помпилиус", состав которого усилил бывший
музыкант "ФЛАГА" и "УРФИН ДЖЮСА" Алексей Могилевский (клавишные,
саксофон), выступил на 1-м фестивале открывшегося в том же марте
местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое
студийное звучание. Тем не менее всего месяц спустя вышел их
следующий альбом "Разлука" как показало будущее, лучшая и
наиболее известная работа во всей истории группы.
Распространение "Разлуки" сделало ее имя известным практически
всюду; впечатляюще-яркое, хотя и неровное выступление перед
знаменитым "АКВАРИУМОМ" на академически респектабельной "Ленинградской
музыкальной весне" в апреле 1987 помогло Бутусову поверить в
собственные силы, а горячий прием рок-н-ролльной аудитории на
подмосковных рок-фестивалях в Черноголовке и Подольске все в том
же 1987 подготовил почву для последовавшего за этим взрыва. В
декабре был триумф на "Рок-панораме", куда группу привел ее
тогдашний менеджер Константин Ханхалаев. И колесо фортуны
закрутилось.
Вместе с тем уже тогда во взглядах Бутусова и Умецкого на
будущее "Наутилус Помпилиус" наметились серьезные расхождения,
которые привели к тому, что в феврале 1988, во время работы в
студии "Sintez", последний решил покинуть группу и заняться
собственными кино- и музыкальными проектами. В состав был
ангажирован экс-гитарист "УРФИН ДЖЮСА" Игорь "Егор" Белкин, а в
студии многие гитарные партии записывал их звукорежиссер
Владимир Елизаров. Оставшуюся часть года "Наутилус Помпилиус"
активно гастролировал по стране под аккомпанемент неуклонно
нараставшей вокруг него истерии и записал массу материала, часть
которого появилась на их первой пластинке "Князь тишины" (1989).
22 ноября 1988 Бутусов внезапно объявил, что увольняет всех
музыкантов.Последовала новая волна слухов и, наконец, в самом
конце 1989, Бутусов обнародовал состав обновленного "Наутилус
Помпилиус": Беляев, Игорь "Гога" Копылов (p. 20 июля 1962,
Ленинград) (экс-"ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА"; бас) и Игорь Джавад-Заде (экс-"АРСЕНАЛ";
барабаны). Дебют новой группы состоялся в феврале 1990 на
концерте, посвященном 5-летию Свердловского рок-клуба.
В мае Бутусов снова пригласил в группу Белкина, летом они
побывали на музыкальной конференции "New Music Seminar" в
Нью-Йорке и записали альбом "Наугад", в котором участвовали
также сессионеры Олег Сакмаров ("ВЫХОД", ныне "АКВАРИУМ";
флейта) и Петр Акимов ("ВЫХОД"; виолончель).
Следующие два года прошли в непрерывных гастролях по стране;
Джавад-Заде ушел и за барабаны вернулся Альберт Потапкин. Осенью
1992 свет увидел альбом "Чужая земля", однако на следующий год
история "Наутилус Помпилиус" начала с некоторыми вариациями
повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно
уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была
приостановлена, а его материал был переписан с лидером "АГАТЫ
КРИСТИ" Вадимом Самойловым в качестве продюсера и нового
гитариста. Альбом "Титаник" вышел весной 1994.
В 1993 также вышел "Отчет", сделанный к десятилетию "Наутилус
Помпилиус" альбом-посвящение, на котором их песни поют звезды
отечественного рока.
Бутусов вновь привлек к участию в "Наутилус Помпилиус" Алексея
Могилевского, в то время как гитаристом стал участник его "АССОЦИАЦИИ"
Николай Петров. Записанный этим составом альбом "Крылья"
оказался менее интересен, чем предыдущие работы группы. Их
единственным новым хитом стал заглавный номер альбома, а
концерты проходили в полных, но реагировавших крайне вяло залах.
Видимо, ощущая необходимость вырваться из этого порочного круга,
осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились в Британию, где был
записан альбом "Яблокитай": его спродюсировал известный музыкант
Билл Нелсон (BE-BOP DELUXE), а в записи участвовали местные
сессионные музыканты, но прежде, чем он увидел свет, в январе
1997 Бутусов снова распустил группу. |